История багета

История багета

Багет: что это такое?
Вы никогда не обращали внимание на то, что порой даже очень хорошая картина выглядит безвкусно? Приглядываешься к ней повнимательнее и понимаешь, что дело не в бездарности художника, а в непродуманности оформления – то есть в плохо подобранной рамке. В то же время, журнальные иллюстрации просто зачаровывают – если человек не поленился и довел их до ума, прежде чем повесить на стену… Получается так: чтобы рисунок, фотография и прочие предметы настенного интерьера выглядели стильно, им нужно подобрать “правильную одежду”. Одним словом – багет.

Это слово означает деревянную планку с вырезанным профилем, используемую для изготовления рам. Сегодня на этом рынке господствуют 2 тенденции: классический багет и багет простого профиля. Давно устарело утверждение, что современная работа просто обязана быть оформлена в стиле модерн. В корне неверно и то, что рама должна максимально концентрировать внимание на картине.
В наше время стилисты уходят от традиционных представлений о классическом дизайне. Все чаще багет используется в качестве переходного элемента от самой работы к стене. Он может, как придавать завершенность картине или фотографии, так и быть их продолжением или просто служить декоративным элементом интерьера.

Сегодня производители багетов в состоянии удовлетворить пожелания самых привередливых заказчиков. Вариантов – более чем достаточно: рамки могут быть выполнены как под натуральное дерево, так и под драгоценный металл. При желании багет можно просто покрасить в нужный цвет. Тут уж все зависит от пожеланий клиента.

Из глубины веков
Кстати, если вы думаете, что багет – это сиюминутное веяние моды, то глубоко ошибаетесь. Багет ведет свою историю со времен античности. Тогда в храмах, дворцах и загородных виллах полы стены и потолки украшались мозаиками, которые, в свою очередь, обрамлялись называемым “декоративным багетом”, или бордюром. Другое дело, что в таком виде багет и изображение были неразделимы и составляли одно целое. Тем не менее, подобное оформление настенных изображений можно считать первыми шагами к культуре создания гармоничного интерьера.

Если говорить о более позднем периоде, то в средневековье поля страниц рукописей украшались декоративными бордюрами, которые заполнялись орнаментом: как скромного, так и достаточно богатого содержания. Это еще не современный багет, однако, функция орнамента очевидна: он служит разграничением внешнего хаоса и творческого порядка. С XI века (который принято называть Золотым веком готики) во внутреннем убранстве церквей появляется большое количество декоративных элементов: такие, как триптихи, ретабло (так в старину называли декоративное украшение алтаря) и многое другое. Все произведения украшались изысканной резьбой из того же самого дерева, по которому работал художник.

Со временем настенная живопись приобретает тенденцию “отделения от стены”. Именно тогда зарождается искусство иконописи на деревянной или металлической основе. Таким образом религиозное искусство начинает выходить за пределы храма. Так, например, в Тоскане сохранились примитивные рамы, сделанные в свое время для работ Джотто, Чимабуэ, Джуччо (XIII век). Они имитировали мрамор и даже были украшены фигурами святых…

Эпоха Возрождения подарила нам такое изобретение, как живопись по холсту, которую необходимо было “защищать”. Именно тогда и появляется классический багет – во всем своем великолепии. В то время он уже выполнял 2 основные функции: защитную и декоративную. В конце XV – начале XVI веков багет наконец занимает свою нишу в искусстве. После этого техника выполнения багетов развивается и крепнет, соответствуя всем архитектурным стилям разных эпох.

Делаем выводы…
После такого экскурса в историю у читателя может возникнуть вопрос: почему же в нашей стране культура багета только-только начинает приживаться? На самом деле все предельно просто. Таков уж, извините, российский менталитет. Русский человек всегда больше придавал значения содержанию, забывая о пресловутой форме. Какая там рамка – неважно: главное – чтобы картина была хорошая… Вот и пожинаем плоды. В то же самое время в Италии (стране, которая по праву считается законодательницей моды, как в одежде, так и в интерьере) и в Испании никогда не отделяли одно от другого. И это правильно. В конце концов, известное изречение нашего классика о том, что “в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда…”, полностью можно отнести и к неодушевленным предметам… В Европе достоинства багета уже давно оценены по заслугам. Сегодня, слава богу, действительно качественные багеты появились и на российском рынке. Говорить об их полноценном отечественном производстве, правда, еще рановато, однако в Петербурге уже существует немало фирм, которые занимаются импортом испанского и итальянского багета (как известно, это лучший материал для всевозможных рам и рамочек) и производством из него предметов интерьера. Итак, делаем выводы, господа. Багет – это своеобразная граница между художественным произведением и внешним миром (в нашем случае – интерьером). Выбор образцов на современном рынке огромен, посему подобрать достойное обрамление для серии фотографий или похвальной грамоты, которую вы вознамерились повесить над своим рабочим столом, проще простого.

Что касается цены, то и здесь есть альтернатива. Тут все зависит от материала, техники исполнения, а также от величины изделия. Можно заказать себе шикарный багет долларов за 300, а можно и вполне уложиться в сумму, не превышающую 10 условных единиц. Так что, не надо думать, что багет в интерьере – это предмет роскоши. Если у вас есть желание оформить стены “как в лучших домах Парижа” – это вполне реально. И размеры кошелька тут ни при чем.
На отсутствие вкуса не жалуетесь? С фантазией тоже все в порядке? Ну так чего же вы ждете?

Юлия ОРЕХОВА (МЕБЕЛЬбург)

Прокрутить вверх